Произносить слова – это полдела. А вот «лепить» из них словосочетания и предложения – задача не из лёгких. Даже нам, взрослым, не всегда удаётся сформулировать фразу. А каково это ребёнку? В этом посте пойдёт речь о том, как научить ребёнка "строить" фразы.
В предыдущих постах из серии "Как научить ребёнка говорить" шла речь о развитии пассивного словаря малыша (см. здесь) и о приёмах формирования активного словаря (см. здесь)
Малыш довольно рано учится произносить длинные фразы и делает это непроизвольно, например, когда декламирует стихи.
То есть словами: «Давай учить стихотворение» - Вы напрочь отобьёте интерес к оному. Просто декламируйте наизусть полюбившийся малышу стих (и будет это много-много раз: на прогулке, когда кушаете, когда играете, когда ложитесь спать), а через какое-то время он Вам его сам наизусть прочитает, причём, без каких-либо просьб и назиданий. Ведь у детей очень хорошая механическая память.
Представьте себе моё удивление, когда дочь в возрасте 1-го года 10 месяцев прочитала «Лукоморье». Правда, это стихотворение она называла «Стишок про Пушкина», а вместо учёного кота у неё был чёрный кот и вместо слов «песнь заводит», она говорила «песню заводит». Бьюсь об заклад, что из всего содержания стихотворения она понимала процентов 5, а то и меньше. Вот видео:
Фразы из стихотворений дети могут использовать в подходящих жизненных ситуациях. Но … надо иметь в виду, что в построении предложений сам ребёнок не участвует, он просто их запоминает. Малыш может читать километровое стихотворение наизусть, но при общении произносить только отдельные слова.
Если ребёнок говорит: «Дай», то Вы спрашиваете: «Что дать?» После односложного ответа: «Куклу», «собираете» всю фразу: «Дай куклу». Предлагаете повторить. Ещё пример. Ребёнок говорит: «Аня держит». Вы: «Что Аня держит?». После ответа ребёнка «собираете» всю фразу: «Аня держит телефон».
Полезно рассматривать картинки и описывать, что на них изображено. Расскажу забавную историю. Смотрели репродукцию картины В.Васнецова «Алёнушка»:
- Аня, это кто на картине?
- Алёнушка
- А что она делает?
- Писает
Хочу ещё отдельно коснуться вопроса использования третьего лица, когда ребёнок говорит о себе. Для меня это сейчас насущный вопрос. Все наши домочадцы, включая меня, начиная с рождения малышки и по сей день говорят о себе в третьем лице (уже на автомате это происходит). Дочь, подражая нам говорит так же: «Аня тоже будет пылесосить». Когда ребёнок маленький, использование третьего лица в речи при упоминании о себе, на мой взгляд, целесообразно: «Мама сейчас тебя умоет». Ребёнок несколько раз слышит слово мама и начинает понимать, кто такая мама. Но примерно в возрасте двух лет, а то и раньше, малыш уже способен осознать, кто такой «я».
Поэтому есть смысл «переходить» на первое и второе лицо: «я», «ты»: «Я буду готовить обед, а ты мне будешь помогать» (вместо: «Мама будет готовить обед, а Аня будет маме помогать»). Кроме этого, Вам следует напоминать об этом ребёнку: «Скажи, я сама хочу убрать игрушки» (вместо «Аня сама хочет убрать игрушки»).
Вот, пожалуй, и всё, что я хотела сказать о развитии у ребёнка умения строить фразы. Согласитесь, ничего хитрого. Самое главное в этом деле – позитивный настрой, отсутствие назиданий и нервозности.
Если пост Вас заинтересовал или Вы нашли что-то полезное, предлагаю написать это в комментариях. Остались вопросы - задавайте.
Также предлагаю подписаться на обновления блога, чтобы не пропустить всё самое интересное:)
Другие статьи по теме:
Как научить ребёнка говорить. Часть 1: пассивный словарь
Как научить ребёнка говорить. Часть 2: активный словарь
Как научить ребёнка говорить. Часть 4: построение фраз
Как научить ребёнка говорить. Часть 5: связная речь
В предыдущих постах из серии "Как научить ребёнка говорить" шла речь о развитии пассивного словаря малыша (см. здесь) и о приёмах формирования активного словаря (см. здесь)
Малыш довольно рано учится произносить длинные фразы и делает это непроизвольно, например, когда декламирует стихи.
То есть словами: «Давай учить стихотворение» - Вы напрочь отобьёте интерес к оному. Просто декламируйте наизусть полюбившийся малышу стих (и будет это много-много раз: на прогулке, когда кушаете, когда играете, когда ложитесь спать), а через какое-то время он Вам его сам наизусть прочитает, причём, без каких-либо просьб и назиданий. Ведь у детей очень хорошая механическая память.
Представьте себе моё удивление, когда дочь в возрасте 1-го года 10 месяцев прочитала «Лукоморье». Правда, это стихотворение она называла «Стишок про Пушкина», а вместо учёного кота у неё был чёрный кот и вместо слов «песнь заводит», она говорила «песню заводит». Бьюсь об заклад, что из всего содержания стихотворения она понимала процентов 5, а то и меньше. Вот видео:
Фразы из стихотворений дети могут использовать в подходящих жизненных ситуациях. Но … надо иметь в виду, что в построении предложений сам ребёнок не участвует, он просто их запоминает. Малыш может читать километровое стихотворение наизусть, но при общении произносить только отдельные слова.
Если ребёнок говорит: «Дай», то Вы спрашиваете: «Что дать?» После односложного ответа: «Куклу», «собираете» всю фразу: «Дай куклу». Предлагаете повторить. Ещё пример. Ребёнок говорит: «Аня держит». Вы: «Что Аня держит?». После ответа ребёнка «собираете» всю фразу: «Аня держит телефон».
Полезно рассматривать картинки и описывать, что на них изображено. Расскажу забавную историю. Смотрели репродукцию картины В.Васнецова «Алёнушка»:
- Аня, это кто на картине?
- Алёнушка
- А что она делает?
- Писает
Хочу ещё отдельно коснуться вопроса использования третьего лица, когда ребёнок говорит о себе. Для меня это сейчас насущный вопрос. Все наши домочадцы, включая меня, начиная с рождения малышки и по сей день говорят о себе в третьем лице (уже на автомате это происходит). Дочь, подражая нам говорит так же: «Аня тоже будет пылесосить». Когда ребёнок маленький, использование третьего лица в речи при упоминании о себе, на мой взгляд, целесообразно: «Мама сейчас тебя умоет». Ребёнок несколько раз слышит слово мама и начинает понимать, кто такая мама. Но примерно в возрасте двух лет, а то и раньше, малыш уже способен осознать, кто такой «я».
Поэтому есть смысл «переходить» на первое и второе лицо: «я», «ты»: «Я буду готовить обед, а ты мне будешь помогать» (вместо: «Мама будет готовить обед, а Аня будет маме помогать»). Кроме этого, Вам следует напоминать об этом ребёнку: «Скажи, я сама хочу убрать игрушки» (вместо «Аня сама хочет убрать игрушки»).
Вот, пожалуй, и всё, что я хотела сказать о развитии у ребёнка умения строить фразы. Согласитесь, ничего хитрого. Самое главное в этом деле – позитивный настрой, отсутствие назиданий и нервозности.
Если пост Вас заинтересовал или Вы нашли что-то полезное, предлагаю написать это в комментариях. Остались вопросы - задавайте.
Также предлагаю подписаться на обновления блога, чтобы не пропустить всё самое интересное:)
Другие статьи по теме:
Как научить ребёнка говорить. Часть 1: пассивный словарь
Как научить ребёнка говорить. Часть 2: активный словарь
Как научить ребёнка говорить. Часть 4: построение фраз
Как научить ребёнка говорить. Часть 5: связная речь
Комментариев нет :
Отправить комментарий