Данный пост является ещё одним постом из серии "Как научить ребёнка говорить". Здесь речь пойдёт о самом сложном и долгом этапе - этапе связной речи. Ребёнок становится счастливым обладателем связной речи обычно к 6 годам. Связная речь начинает формироваться после того, как малыш научился строить фразы (о том, как научить ребёнка говорить фразами смотрите здесь и здесь).
Как понять, развита ли у Вашего малыша связная речь? Ребёнок может составить рассказ по серии картинок или рассказать о своём личном опыте. Один знакомый мальчик Лёня К. (которого я считаю очень развитым и даже гениальным) в возрасте 1 года 11 месяцев, глядя в окно, сочинил такой рассказ: «Машины едут домой спать. Темно. Ночь пришла». Чем Вам не связная речь?:)
Возникает вопрос, а зачем, собственно, ребёнку нужна связная речь? Дело в том, что на связной речи основано всё обучение в школе: это и пересказы и ответы у доски. Если ребёнок приходит в первый класс, а связная речь не сформирована, то возникают большие проблемы в обучении. В результате теряется интерес к учёбе, растёт неуспеваемость.
Как Вы понимаете, само собой ничего в этой жизни не происходит. И связная речь в виде манны небесной на ребёнка не упадёт. Поэтому есть смысл помогать ему в этом ещё в малышкином возрасте. И как всегда, когда речь идёт о развитии ребёнка, делать это надо незаметно, между прочим, в игре.
Как Вы понимаете, само собой ничего в этой жизни не происходит. И связная речь в виде манны небесной на ребёнка не упадёт. Поэтому есть смысл помогать ему в этом ещё в малышкином возрасте. И как всегда, когда речь идёт о развитии ребёнка, делать это надо незаметно, между прочим, в игре.
Как это происходит на практике? Например, во время прогулки мы наблюдаем много всего интересного. Подходя к дому вспоминаем, что с нами произошло. По возвращении домашние задают вопросы: «Аня, ты где гуляла? Что делала?». Если вопросы слишком общие, то я говорю: «Расскажи дедушке, с кем ты играла в песочнице? Что вы делали из песка? Кто сломал «куличи»?» и т. д. При необходимости, помогаю Анюте. Сейчас моё чадо, приходя домой, рассказывает о своих приключениях на улице уже по своей инициативе.
Проще всего детям описывать действия. Действия – это то, что понятно ребёнку. Недаром в речи малыша так много глаголов. Наверное поэтому малыши любят динамичные мультфильмы, в которых герои бегают, прыгают, летают, падают и т. д. И недаром детские писатели сочиняют стихи, в которых основное содержание построено на глаголах. Если Вы подберёте серию картинок, где будет изображена частая смена действий, то Вашему малышу будет интересно и легко по ним составлять рассказ. Разумеется, ребёнку в возрасте 2,5 – 3 лет надо помогать, задавая наводящие вопросы: «Кого ты видишь на картинке? Что он делает? От кого он убегает? Почему он убегает?» и т. д.
Проще всего детям описывать действия. Действия – это то, что понятно ребёнку. Недаром в речи малыша так много глаголов. Наверное поэтому малыши любят динамичные мультфильмы, в которых герои бегают, прыгают, летают, падают и т. д. И недаром детские писатели сочиняют стихи, в которых основное содержание построено на глаголах. Если Вы подберёте серию картинок, где будет изображена частая смена действий, то Вашему малышу будет интересно и легко по ним составлять рассказ. Разумеется, ребёнку в возрасте 2,5 – 3 лет надо помогать, задавая наводящие вопросы: «Кого ты видишь на картинке? Что он делает? От кого он убегает? Почему он убегает?» и т. д.
В процессе развиваются не только связная речь и мелкая моторика, но и фантазия ребёнка. Как Вы понимаете, просто пересказать сказку и разыграть её с помощью пальчиковых кукол – это не одно и то же.
Разыгрывание пальчикового спектакля - это очень занимательная игра для развития речи детей. Мы впервые попробовали себя в роли актёра кукольного театра в возрасте 2,5 лет. Я заметила, что моя дочь, держа книжки в руках, рассказывает сказки близко к тексту, практически наизусть (не перестаю удивляться феноменальной механической памяти детей!).
Но как только она надевает на пальцы кукол, вся «механичность» куда-то улетучивается и начинается свободная интерпретация сказки. Предполагаю, что это происходит благодаря усложнению условий: надо не просто рассказывать сказку, а ещё и отвлекаться на то, чтобы подвигать пальчиками. И именно в момент отвлечения нить сюжета и фраза из сказки (в том виде, в каком ребёнок не раз слышал во время чтения взрослыми) теряется, малыш "спотыкается", ему приходится «подключать мозги», самому «складывать» сказку.
Но как только она надевает на пальцы кукол, вся «механичность» куда-то улетучивается и начинается свободная интерпретация сказки. Предполагаю, что это происходит благодаря усложнению условий: надо не просто рассказывать сказку, а ещё и отвлекаться на то, чтобы подвигать пальчиками. И именно в момент отвлечения нить сюжета и фраза из сказки (в том виде, в каком ребёнок не раз слышал во время чтения взрослыми) теряется, малыш "спотыкается", ему приходится «подключать мозги», самому «складывать» сказку.
Хорошо, если взрослый во время таких «спотыкалок» помогает малышу, задавая вопросы в процессе спектакля. Посмотрите, как это делали мы.
Игру в пальчиковый театр можно предложить малышу и раньше, если у него к этому есть интерес. Пусть Вас не смущает, что ребёнок ещё не может рассказывать сказки. Даже если он вообще не говорит, стоит попробовать. Шевелить пальцами и лопотать на своём малышачьем языке, делая при этом какие-то логические ударения, тоже полезно.
О том, как связать пальчиковых кукол крючком смотрите здесь.
О том, как связать пальчиковых кукол крючком смотрите здесь.
Если пост Вас заинтересовал или Вы нашли что-то полезное, предлагаю написать это в комментариях. Остались вопросы - задавайте.
Также предлагаю подписаться на обновления блога, чтобы не пропустить всё самое интересное:)
Посетите мой канал на YouTube – там появилось много нового
Другие статьи по теме:
Комментариев нет :
Отправить комментарий