Продолжаю серию отзывов о книгах по теме "Психология воспитания детей". Сегодня я расскажу о книге Людмилы Петрановской «Если с ребёнком трудно», в которой нашла много полезного для себя (в предыдущем посте я писала отзыв о книге Екатерины Мурашовой "Ваш непонятный ребёнок"). Думаю что и Вам эта книга тоже поможет. Поможет ... любить своё дитя.
Автор говорит, что поведение ребёнка является следствием отношений между ним и родителями. Поэтому, если с ребёнком трудно – не надо бросаться исправлять его поведение. Сначала надо разобраться с отношениями между вами.
Самое важное здесь – привязанность и любовь. Всё, что малыш делает объясняется привязанностью или вероятностью её потерять. Почему так происходит? Потому что для ребёнка это вопрос жизни и смерти в буквальном смысле слова. Нет связи между ним и значимым взрослым – нет защиты, нет жизни в конце концов.
Психолог рассуждает о том, как мы реагируем на поведение детей и как дети реагируют на нас при этом. Утверждает, что ребёнок, когда родитель рассержен, не способен воспринимать информацию. Малыш волнуется, что может разрушиться привязанность, и он может потерять значимого взрослого. Это как решать уравнение или писать письмо, когда в метре гудит сирена. К тому же, постоянные сентенции приводят к «девальвации» родительских слов.
Автор утверждает, что родительские ожидания от ребёнка и от него же после 18 лет прямо противоположны. Мы хотим послушных детей, которые следуют всем правилам и делают, что им говорят. Как только ребёнок становится совершеннолетним, для нас становится очень важным, чтобы он умел постоять за себя, был любознателен и инициативен. Так чего же мы все-таки хотим?
В книге Вы найдёте интересные рассуждения об отстаивании ребёнком своей идентичности, о наказаниях, о поведении на чужой территории (комната ребёнка или даже коробка с игрушками – это чужая для родителя территория), о требовании сделать немедленно, об истериках (в том числе и на публике), о подражании взрослому, о том, что «сдавать» детей («сливать» информацию личного и интимного характера) третьим лицам непозволительно.
Идеальная модель воспитания по мнению автора – это властная забота (см фото). Власть без заботы может привести к воспитанию слабохарактерной, не умеющей сказать «нет», постоять за себя, преодолеть трудности. Либо, наоборот, личности, которая не считается с мнением окружающих.
Забота без власти превращает родителя в обслуживающий персонал. А ребёнка в человека, считающего, что ему все и вся должны в этой жизни.
![]() |
Страница из книги Людмилы Петрановской "Если с ребёнком трудно" |
Но самое главное в воспитании – это Ваше самочувствие и настроение. Родитель, находящийся в состоянии стресса – не самый лучший воспитатель. Психолог советует найти время для себя, найти то, что восстанавливает психические и физические силы. Причём, делать это надо не по остаточному принципу. Автор говорит, что пока родителю плохо, ребёнок будет несчастен и не будет нормально развиваться.
Книга состоит из двух частей. В первой говорится о привязанности и любви. Во второй даются практические советы с примерами из жизни и профессиональной практики (см содержание).
![]() |
Содержание книги Людмилы Петрановской "Если с ребёнком трудно" |
Я для себя решила, что эту книгу буду периодически перечитывать. Проверено на себе: после очередного прочтения отношения с дочкой становятся более глубокими и трепетными. Начинаешь проявлять больше терпимости и меньше родительского занудства.
Возможно, что и Вы читали книгу Людмилы Петрановской «Если с ребёнком трудно». Каково было Ваше впечатление? Читали ли Вы другие книги этого автора? Предлагаю поделиться в комментариях.
Похожие посты:
Комментариев нет :
Отправить комментарий